Как правильно составить калькуляцию

Как рассчитать калькуляцию себестоимости и тарифы на услуги элеватора

Как рассчитать калькуляцию себестоимости и тарифы на услуги элеватора

С наступлением периода сбора урожая 2015 года для многих зерновых складов станет актуальным вопрос утверждения новых цен на услуги. Рост стоимости энергоносителей, материалов, а также частично рост заработной платы, способствуют увеличению себестоимости услуг элеватора, и как следствие роста тарифов.

В данной статье мы рассмотрим один из методов ценообразования, который применяется и на нашем предприятии — это метод «затраты плюс». Суть метода заключается в том, что к себестоимости услуги прибавляется некая сумма рентабельности, выраженная в процентах к себестоимости самой услуги. Преимуществом этого метода является то, что эту цену легко обосновать, что немаловажно для зерновых складов, исходя из интереса государства к установленным тарифам.

Эффективное управление предприятием невозможно без контроля затрат и их учёта, поэтому, при определении себестоимости услуг любые неточности могут негативно сказаться на принятии управленческих решений. Для определения себестоимости продукции (работ, услуг) используют стандарт (положение) бухгалтерского учёта 16 «Затраты».

Согласно этому нормативному документу себестоимость услуг состоит из производственной себестоимости, нераспределенных постоянных общепроизводственных затрат и сверхнормативных производственных затрат.

К производственной себестоимости относятся: прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, другие прямые затраты, переменные общепроизводственные и постоянные распределённые общепроизводственные затраты.

Процесс определения себестоимости продукции (работ, услуг) называется калькуляцией себестоимости. Основной целью калькуляции является получения достоверных данных о затратах на одну калькуляционную единицу и обоснования ее себестоимости.

Объектом калькуляции являются услуги приемки зерна, его сушки, очистки, хранение, отгрузки и прочие. Объект калькуляции исчисляется в калькуляционных единицах, например: прием зерна — за 1 т принятой на хранения поклажи, сушка — 1 % снятия влаги с одной тоны зерна, очистка — 1% снятия сорности с одной тоны, хранение – 1 т зерна один месяц (один день), отгрузка — 1 т поклажи, и так далее.

Документ расчёта калькуляции себестоимости не является первичным документом в понимании ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», поэтому нормативных требований к его оформлению нет.

Для того, чтобы рассчитать калькуляцию себестоимости услуг зернового склада, нужно сгруппировать затраты по экономически однородным элементам, исходя из статей калькуляции. Такое группирование также будет удобным и для планирования потребности элеватора в материальных ресурсах и денежных средствах (на выплату зарплаты, налогов, покупку материалов).

Рассмотрим, как рассчитывается калькуляция себестоимости на примере сушки зерна. Для начала нужно определить, какие затраты ресурсов предприятия будут понесены при оказании этой услуги. Первое, что нужно сделать, это определить материальные расходы на газ, электроэнергию, а также другие товарно-материальные ценности (например, расходы материалов на ремонт сушек).

Определяем затраты на газ — для этого необходимо знать, сколько кубических метров газа израсходуется на снятие одного процента влаги зерна, переданного на сушение. Такие данные определяются путем практических замеров. Далее умножаем результат на стоимость одного кубического метра топлива. Таким образом, рассчитываем стоимость газа, которая израсходуется на снятия 1% влаги с одной тонны. Этим самим методом определяем затраты на электроэнергию.

На практике часто бывает очень сложно разделить общие прямые затраты на заработную плату, начисления на фонд оплаты труда, амортизацию основных средств между каждой конкретной услугой элеватора, такие как очистка, сушка, вентилирование и т.д. В этом случае, чем точнее ведётся управленческий учет на предприятии — тем точнее будет распределение, а, значит, и правильнее составлена калькуляция себестоимости услуг. Базой распределения общепроизводственных затрат могут послужить наиболее популярные способы — пропорционально к начисленной заработной плате основных работников, или к сумме прямых материальных затрат.

Как уже упоминалось выше, расчёты производятся на одну калькуляционную единицу измерения услуги. В рассматриваемом примере калькуляционной единицей выступает один тонно/процент — это расчётная величина, которая обозначает снижения влажности одной тонны зерна на 1%. Далее, все затраты, которые относятся к этому виду услуги группируются, суммируются, а позже разделяются на то количество тонно/процентов, которое было, или планируется, планируется усушить.

По результатам расчёта себестоимости методом «затраты плюс», можно также рассчитать и сам тариф на услугу.

Ниже приводится пример расчета тарифа на услугу по сушке зерна, все данные в таблице — условны.

Используя такой метод, можно рассчитать себестоимость и установить тариф для любой услуги, которая предоставляется элеватором. Для этого нужно составить общую таблицу статей калькуляции услуг с учётом конкретных условий работы предприятия. Сам расчет калькуляции услуг можно оформить в виде документа, который подписывается составившим его ответственным лицом. Что касается тарифов, то они утверждаются ещё и руководителем предприятия.

Мнение редакции Elevatorist.com может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

Проводим калькуляцию блюд правильно!

Калькуляция блюда необходима, если речь идет о составлении меню ресторана. Ведь именно она определяет окончательную стоимость блюда в этом заведении. Причем расчеты необходимо составлять задолго до того, как вы решите ввести его в общий график. А от правильных расчетов зависит прибыльность всего предприятия. Поэтому необходимо уделить столь важному вопросу очень большое внимание.

Как составить калькуляцию блюда

Калькуляция блюд способна не только определить ценоформирование, но еще и помогает владельцу пункта общественного питания получить полную информацию о фактических затратах на еду. А это позволяет принимать более правильные и взвешенные решения в управленческой сфере. Задача эта не так и сложна, как кажется на первый взгляд. Единственное, что следует учитывать, – это то, что она довольно трудоемкая и займет много времени.

Как правильно составить калькуляцию блюда

Удобнее всего проводить калькуляцию наглядно. Для этого вам потребуется специальная карточка, образец которой широко распространен в интернете. В ней предусмотрено несколько пустых столбцов, которые необходимы для внесения различных изменений, например, по составу продуктов или по их цене.

Для более подробной и правильной калькуляции вам понадобятся следующие параметры:- нормы расхода продуктов (определяются по технологическим картам);- закупочные цены на продукты.

При заполнении карточки калькуляции перепишите расход продуктов при приготовлении блюда, на которое вы составляете расчет. Добавьте сюда закупочные цены, которые должны быть прописаны относительно каждой единицы, например, штуки или килограмма. Далее необходимо посчитать количество продуктов в граммах, которые используются для блюда, и составить пропорцию к стоимости продукта за килограмм. Так вы и получите стоимость используемых в блюде граммов.

Если вы ведете расчет сразу на 10, 20 или 100 блюд, конечный результат нужно разделить на соответствующее количество блюд

Естественно, что при составлении калькуляции блюда нельзя не учитывать и торговую наценку. Ведь без нее вы не сможете получить никакой прибыли. Обычно она указывается в процентах от себестоимости. Сама по себе эта цифра нигде не прописана и не рекомендована. Поэтому в каждом индивидуальном случае она будет совершенно разной. Ее обязательно нужно приплюсовать к общей стоимости, и получится конечный результат.

Правда, есть ряд случаев, когда величина надбавки все-таки становится величиной рекомендованной. Это бывает тогда, когда речь идет о питании школьников или дошкольников. Проводить здесь большие накрутки попросту нельзя

Как упростить себе задачу

Чтобы не проводить целые дни, склонившись над бумажкой с калькулятором, стоит воспользоваться достижениями современной компьютерной промышленности и провести калькуляцию в специальных бухгалтерских программах. Это и значительно сократит время и поможет получить более точный результат, вплоть до десятых и сотых процента.

Составление калькуляции себестоимости продукции

Калькуляция представляет собой группировку затрат по статьям расходов. Перечень статей расходов устанавливается предприятием самостоятельно. Как правило, расчет калькуляции производится - по следующим типовым статьям расходов:

1) сырье и основные материалы;

2) покупные изделия и полуфабрикаты;

3) топливо и энергия на технологические нужды;

4) основная заработная плата производственных рабочих;

5) дополнительная заработная оплата производственных рабочих;

6) отчисления на социальные нужды производственных рабочих;

7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

8) общецеховые расходы;

9) общепроизводственные расходы;

10)потери от брака;

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции все расходы подразделяются па прямые и косвенные.

Прямые расходы - это расходы строго целевого характера. Они непосредственно связаны с изготовлением продукции и включаются в себестоимость конкретного вида продукции методом прямого счета в соответствии с установленными нормами расхода. Такими расходами считаются основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические нужды, основная и дополнительная заработная плата. В то же время вспомогательные материалы, используемые, например, для ремонта станка, не могут быть отнесены прямо и непосредственно на себестоимость единицы продукции. Они составляют часть косвенных (накладных) расходов.

Косвенные расходы дают возможность изготовлять несколько видов товаров и поэтому не могут быть прямо отнесены на определенный вид изделия. Например, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, заработная плата складских рабочих и т.д. Общепроизводственные расходы являются косвенными.

Все издержки с точки зрения их связи с объемом производства делятся на переменные (пропорциональные) и постоянные. Переменные издержки изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (затраты па основные материалы, комплектующие изделия и заработную плату основных рабочих). Постоянные издержки - часть затрат на производство продукции за определенный период времени, величина которых не зависит от объема произведенной за этот период продукции (амортизационные отчисления, заработная плата управленческого персонала предприятия). Необходимо отметить, что в действительности расходы, относимые к постоянным, несколько увеличиваются с ростом объема производства, поэтому в литературе и нормативной документации их иногда называют условно - постоянными.

Используя данные из табл. 2.1 – 2.4 необходимо сформировать калькуляцию себестоимости изделий А и Б в следующей форме (табл. 2.7).

Накладные расходы распределяются по изделиям в соответствии с трудоемкостью изготовления изделий по коэффициенту заработной платы:

Коэффициент = Заработная плата на выпуск данного изделия

заработной платы Сумма заработной платы на выпуск всех изделий

1. Затраты на единицу продукции = Норма расхода * Цена без НДС

Затраты на единицу продукции (металл) = 0,1 * 1 180 = 118 (руб.),

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.

Источники: http://elevatorist.com/blog/read/118-kak-rasschitat-kalkulyatsiyu-sebestoimosti-i-tarifyi-na-uslugi-elevatora, http://www.wday.ru/dom-eda/soh/provodim-kalkulyatsiyu-blyud-pravilno/, http://www.financesource.ru/fisors-809-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения