Как правильно хранить ттн

Бланк ТТН - 2016. Что нужно знать о товарно-транспортных накладных в Украине? Обязательные реквизиты ТТН

Бланк ТТН - 2016. Что нужно знать о товарно-транспортных накладных в Украине?

Оформление товарно-транспортной накладной – важная составляющая документооборота транспортных компаний, а также других участников процесса перевозки – заказчиков услуг, грузоотправителей и грузополучателей.

В 2016 году в Украине действует форма ТТН, утвержденная приказом Мининфраструктуры № 983 (изменения вступили в силу в 2014 году). Эта форма приведена в приложении 7 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине и применяется при транспортировке грузов, кроме отдельных их категорий, для которых предусмотрены специализированные формы товарно-транспортных накладных (перевозка хлеба, молока, спирта, алкогольных напитков, нефтепродуктов и др). Также приказом Мининфраструктуры от 27.01 г. №26 внесены изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, согласно которым субъекты хозяйствования вправе оформлять товарно-транспортную накладную без соблюдения формы документа, предусмотренной приложением 7 к Правилам, при условии наличия определенных обязательных реквизитов ТТН.

Что нужно знать о товарно-транспортных накладных в Украине?

Как правильно оформить ТТН? Обязательные реквизиты ТТН

Существует множество инструкций и рекомендаций по оформлению товарно-транспортных накладных. Они составляются на основе практики работы транспортных компаний, но нередко содержат ошибки.

Мало кто знает, что достаточно простой алгоритм оформления ТТН предусмотрен в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса № 363 от 14.10.1997г. (с изменениями). Алгоритм такой (пункты 11.4 – 11.6 Правил):

- заказчик (грузоотправитель) выписывает товарно-транспортную накладную в количестве не менее четырех экземпляров, удостоверяет все экземпляры бланка ТТН подписью и при необходимости печатью (штампом);

- после приема груза водитель или экспедитор (не путаем с транспортно-экспедиторской компанией, имеется в виду работник-экспедитор! ) подписывает все ее экземпляры;

- первый экземпляр товарно-транспортной накладной остается у заказчика (грузоотправителя), второй – передается водителем грузополучателю, третий и четвертый экземпляры, удостоверенные подписью грузополучателя (при необходимости – печатью или штампом), передаются перевозчику.

Согласно изменениям в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине (изменения утверждены приказом Министерства инфраструктуры Украины от 27.01 г. №26) ТТН может оформляться в произвольной форме при условии наличия определенных обязательных реквизитов документа. То есть субъекты хозяйствования вправе разработать собственный бланк ТТН. Обязательными реквизитами такого документа являются:

- дата и место его составления;

- наименование или фамилия, имя, отчество перевозчика и/или экспедитора;

- наименование или фамилия, имя, отчество заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;

- наименование и количество груза;

- основные характеристики и признаки груза, которые дают возможность однозначно идентифицировать груз;

- автомобиль (марка, модель, тип, регистрационный номер);

- прицеп (полуприцеп): его марка, модель, тип и регистрационный номер;

- пункты погрузки и выгрузки с указанием полного адреса;

- должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора.

Считаем, что до указанных изменений перевозчики и их клиенты также были вправе работать по собственным бланкам ТТН, но такие бланки должны были содержать реквизиты типовой формы документа. Хотя позиция ГФС (письмо от 15.01 г. № 621/6/99-99-19-02-02-15) была иной.

ТТН – документ на груз

Основное предназначение товарно-транспортной накладной – зафиксировать факт передачи грузоотправителем товарно-материальных ценностей перевозчику, а в дальнейшем – аналогичным образом зафиксировать передачу перевозчиком груза лицу, уполномоченном на его получение (грузополучателю). Факт передачи груза, его количество и состояние имеют большое значение для защиты своих имущественных интересов собственником груза, а также участниками процесса перевозки.

Таким образом, ТТН – это, в первую очередь, документ на груз. В его оформлении (подписании) принимают участие грузоотправитель, грузополучатель и фактический перевозчик (как правило, в лице водителя транспортного средства).

Как поступить, если общий перечень товаров не вмещается в табличную часть ТТН?

Бланк ТТН давно не является бланком строгой отчетности. Грузоотправитель вправе дополнить бланк необходимым количеством строк или внести дополнительные реквизиты, если, по его мнению, они необходимы.

Должен ли экспедитор подписывать товарно-транспортную накладную?

Как следует из вышеизложенного, экспедитор не принимает участия в оформлении ТТН. Исключения могут составлять случаи, когда экспедитор принимает груз.

Но практика в Украине другая: часто в товарно-транспортной накладной фигурирует подпись уполномоченного лица и печать компании-экспедитора. Связано это преимущественно с требованиями заказчиков перевозки и ТЭО. В понимании большинства бухгалтеров предприятий-заказчиков ТТН должна быть оформлена с тем субъектом, в пользу которого прошла оплата. Мы считаем, что это неправильный подход. Но существующая практика налоговых проверок диктует свои условия.

Скачать бланк ТТН (форма 1-ТН) можноздесь

26 May, 2014 14:36

Предприятие «B» занимается оптовой торговлей (транзитом) и складских помещений не имеет. Отгрузка продукции осуществляется со склада поставщика «A» на склад покупателя «C». По характеру расчетов – это транзитный товарооборот с участием в расчетах. Поставщик «A», отпуская товар транзитом нашему покупателю «C», в ТТН указывает предприятие «B» как грузополучателя товара и как заказчика (плательщика) перевозки в связи с тем, что это предприятие является покупателем по договору. Какими документами (поручением от покупателя «C», дополнительными соглашениями с покупателем, заявками от покупателя, письмом и т. п.) можно обусловить то, что наше предприятие «B» является заказчиком и грузополучателем по ТТН, а фактически заказчиком и плательщиком перевозки и грузополучателем является покупатель «C»?

Как правильно оформить ТТН, если товар отгружается транзитом покупателю «C», который не значится в договорных отношениях с поставщиком «A», не предоставляя информацию о покупателе «C» предприятию – поставщику «A»?

Особенностью транзитной торговли является то, что субъект торговли поставляет товар покупателю не со своего склада, а непосредственно от поставщика (производителя) товара, минуя склад продавца – специализированного торгового предприятия (далее – транзитника).

При этом транзитник должен заключить два независимых договора: один с поставщиком, у которого он приобретает товар, а другой – с покупателем, которому он этот товар поставляет.

По первому договору транзитник (предприятие «B») обязуется перечислить денежные средства в обусловленные договором сроки, а поставщик (предприятие «A») – отгрузить товар указанному в договоре грузополучателю. Несмотря на то что товар не поступает на склад транзитника, к нему все равно переходит право собственности на этот товар после его оплаты.

По второму договору транзитник (предприятие «B») получает денежные средства от покупателя (предприятия «C») за поставленные товары. При этом грузополучателем по такому договору является покупатель (предприятие «C»), а грузоотправителем – не транзитник (предприятие «B»), а поставщик товара по первому договору (предприятие «A»).

Кроме договоров поставки, участникам транзитных сделок необходимо оформить документы на перевозку (транспортные и сопроводительные). Такими документами должны быть товарно-транспортная накладная (ф. № 1-ТН, далее – ТТН) и путевой лист грузового автомобиля (ф. № 2), если перевозка осуществляется автомобильным транспортом.

В ТТН должна быть проставлена отметка грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (покупателя) – о получении груза. Такие отметки необходимы для подтверждения получения товара покупателем, которым относительно поставщика выступает транзитник. Учитывая, что товар на склад такого транзитника не поступает, он должен позаботиться о том, чтобы вместе с налоговой накладной поставщик передал ему экземпляр ТТН.

Напомним, что ТТН выписывается грузоотправителем не менее чем в 4-х экземплярах перед погрузкой груза на автотранспортное средство (п. 11.5 Правил № 363). Первый – остается у грузоотправителя, а второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, передаются водителю.

После доставки груза один из экземпляров ТТН остается у грузополучателя. Два других экземпляра, заверенные грузополучателем, передаются перевозчику, один из которых является основанием для расчетов за выполнение транспортных услуг. Перевозчик высылает заказчику автотранспорта для оплаты за перевозку второй экземпляр ТТН, который прилагается к путевому листу грузового автомобиля и является основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Это классический вариант документального оформления поставки транзитом, а следовательно, и наиболее регламентированный.

В рассматриваемом случае покупатель не хочет, чтобы поставщик знал конкретного покупателя, поэтому в ТТН можно внести изменения, руководствуясь Инструкцией № 228/253.

Следует отметить, что типовая форма ТТН (ф. № 1-ТН) утверждена Приказом № 488/346, а порядок ее заполнения регламентирован Инструкцией № 228/253. Несмотря на то что Инструкция № 228/253 исключена из Государственного реестра нормативно-правовых актов 31.05.2006 г. правила заполнения ТТН никаким другим документом не регламентированы.

Таким образом, при заполнении данного документа целесообразно пользоваться указанной Инструкцией, в пп. 3.5.3 которой указано, что в случае изменения адреса назначения в пути доставки груза в строке «Переадресация» записываются изменения во всех трех экземплярах ТТН, которые находятся у водителя.

Реквизиты в строках «Грузополучатель» и «Пункт разгрузки» зачеркивают (так, чтобы их можно было прочитать) и в строке «Переадресация» проставляют реквизиты нового грузополучателя. Эти записи заверяются подписью ответственного представителя перевозчика.

Получается, что после того, как поставщиком – предприятием «A» будет выписана ТТН и грузополучателем в них (согласно договору) будет указано предприятие «B» – транзитник, один экземпляр ТТН останется у грузоотправителя – предприятия «A», а в остальные экземпляры ТТН допускается внесение вышеописанных изменений. Такие изменения может внести грузоперевозчик на основании письменного распоряжения заказчика перевозки – предприятия «B» или договора перевозки, в котором будет указан конкретный пункт разгрузки.

автор: Лариса Максимчук, консультант
по налогообложению
и бухгалтерскому учету

Занимаюсь бухучетом первый год, оптовая торговля, и возник глупый вопрос:eek. счета-фактуры Акты, Торг-12, ТТН хранить вместе или отдельно?
Вижу несколько вариантов:
1) Самый вроде бы простой - подсшивать сразу весь комплект документов на поступление/отгрузку (т.е. с/ф + Торг-12 или с/ф + Акт на транспортные услуги+ ТТН).
2) Второй - отдельно счета-фактуры (как составляющие книгу покупок/продаж) а Торг-12, Акты и ТТН отдельно
Как правильнее и удобнее с точки зрения опыта работ и правил налоговых проверок
И еще: документы не учитываемые в целях налогообложения (за счет чистой прибыль) куда относить - отдельно делать или к общей папки по данному видоу документо за месяц.
Заранее спасибо всем, кто ответит на мой вопрос

Я делаю так: счета-фактуры отдельно; ТОРГ-12 + ТТН отдельно; акты отдельно. Но акты я провожу по 76 счету, мне так удобно. А если по сч.60, то акты туда же, где и ТОРГ-12.
Документы не учит. в целях налогообложения - в зависимости от того по какому счету сделаны бух.проводки, т.е. я комплектую документацию по бух.учету.

Спасибо, я вот тоже прихожу к выводу что Ваш вариант более удобный. Попробую так делать.
А как быть со счетами-фактурами на аванс в книге покупок (те что идут к вычету при отгрузке). Их вроде бы логично подшить по списку со всеми остальными, как идет в книге покупок. Но у меня очень часто по одной предооплате идет нескололько документов на реализацию. Получается повторение. и по суммам вроде бы не понятно если смотреть документацию. Может быть их отдельно подшивать вообще не вкладывая в книку покупок и книгу продаж?

Сч.- ф складываю согласно реестра выставленных или полученных сч.-ф. ТОРГ-12 отгруж. согласно карточки сч.62.1. ТОРГ полученные и акты- согласно карт.сч60.1

Может быть их отдельно подшивать вообще не вкладывая в книку покупок и книгу продаж?

Книги покупок и продаж вообще сшиваются отдельно от др. документов, как и журналы полученных и выставленных сч-ф.:)

Источники: http://kievbusinesscentre.com.ua/legal-support/faq/2478/, http://club.dtkt.com.ua/read.php?13, 1506555, http://www.glavbukh.ru/forum/archive/index.php/t-52828.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения